Зачем нужна оценка бизнеса?
Любой бизнес (даже состоящий из одного человека – индивидуального предпринимателя) имеет свою стоимость. При этом складывается она отнюдь не только из стоимости имущества, но и из многих других факторов, которые явного материального выражения не имеют. Разберемся, зачем нужна оценка бизнеса?
Сколько стоит бизнес?
Как правило, владельцы бизнеса сами знают (или думают, что знают), сколько стоит их предприятие. Для этого существуют данные бухгалтерского учета и другая аналитика. Однако на самом деле аналитические данные бухучета на практике совершенно не соответствуют реальной стоимости бизнеса, которая складывается не только из материальных активов и интеллектуальных прав, числящихся на балансе. В зависимости от метода оценки бизнеса могут учитываться и другие факторы:
- положение компании на рынке;
- перспективы развития предприятия;
- наличие/отсутствие непрофильных активов;
- потенциальные возможности выпуска новой продукции/услуг и др.
Цели оценки бизнеса
Условно можно говорить, что существует два основных итоговых целеполагания для оценки бизнеса – либо для того, чтобы его ликвидировать, либо, наоборот – развить дальше.
Самая распространенная причина, когда бизнес оценивают для его прекращения, – это продажа. В этом случае в независимой оценке заинтересованы обе стороны – и продавец, и покупатель, что совершенно объяснимо.
Есть и еще один, гораздо более редкий случай оценки бизнеса для его ликвидации. Это касается тех ситуаций, когда кто-то из партнеров выходит из бизнеса. При этом остающиеся в бизнесе партнеры считают нужным выплатить долю не в том виде, в каком это определено законодательством, а исходя из реальной стоимости предприятия (которая зачастую бывает выше формальной). Вот зачем нужна оценка бизнеса при его ликвидации.
В остальных случаях оценка стоимости предприятия может потребоваться для:
- привлечения инвестиций, в том числе вхождения в дело новых партнеров;
- получения кредитных средств, в том числе и под залог;
- планирования стратегии и тактики развития бизнеса;
- оценки возможности, необходимости и порядка перераспределения долей в капитале.
Во многих случаях предприниматели обращаются с просьбой оценить бизнес исключительно для аналитической информации, чтобы понимать сложившиеся тенденции на рынках и в собственной предпринимательской деятельности.
Что нужно для оценки бизнеса?
Чтобы дать оценку бизнесу, экспертам требуется прорабатывать огромные массивы информации. Именно поэтому бизнесмены для решения этой задачи предоставляют много аналитических материалов, в том числе:
- данные бухгалтерского, управленческого и аналитического учетов;
- организационно-исторические сведения о предприятии (когда и как создано, наличие филиалов и представительств, организационная структура и др.);
- учредительные и регистрационные документы;
- документацию на материальные и нематериальные активы;
- технологические и маркетинговые материалы.
На основании всего этого эксперты и делают свои выводы, на которых должны построить объективное заключение о том, какова же реальная стоимость данного бизнеса. Чтобы воспользоваться услугами профессиональных оценщиков, просто позвоните по телефону 8 (861) 290-11-55.