Оценка предприятий (бизнеса), долей предприятий, пакета акций, ценных бумаг

При финансовой оценке предприятия последнее рассматривается не как совокупность зданий, сооружений, станков, машин и т.д., а как экономическое дело, бизнес, основное назначение которого — извлечение прибыли. Для определения приоритетов развития предприятия либо в случае возникновения необходимости его продажи без процедуры оценки не обойтись. Причём оценка может быть как предприятия в общем, так и отдельных его частей либо долей в бизнесе, в том числе оценка ценных бумаг и акций, оценка машин и оборудования. Проведённая оценка эффективности предприятия в будущем может явиться основой для формирования среды, где сотрудники продолжают работать, партнёры — сотрудничать, клиенты — покупать.
Для проведения финансовой оценки предприятий, или бизнеса, долей предприятий, пакета акций, ценных бумаг лицу, обратившемуся с заявлением об оценке, следует предоставить следующие тематические документы не только о самом предприятии, но и о его филиалах, дочерних предприятиях и зависимых обществах, если таковые имеются:
I. Документы, содержащие общую информацию —
- история создания, место на рынке, вид деятельности, перечень филиалов и подразделений, представительств, место их расположения и т.д.;
- сведения об имевших место реорганизациях предприятия;
- учредительные документы;
- свидетельство о регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц;
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- свидетельства о регистрации права собственности на помещения, знания, сооружения, а также на земельный участок под ними;
- копии технического и кадастрового паспортов на помещение и на земельный участок под ним;
- сведения об обременениях;
- сведения об участии в спорах, рассматриваемых в суде;
- копию годового отчета к Общему собранию акционеров за предыдущий год.
II. Информация об организационной структуре —
- среднесписочная численность работников за 3 предыдущих года, структура персонала (процент ИТР, рабочих, управленческого персонала), система оплаты труда (сдельная, повременная);
- информация об организации и системе управленческих структур.
III. Сведения о корпоративной структуре и, в случае проведения оценки акций, сведения о последних —
- о количестве акционеров и размерах их долей, вместе с данными о реестродержателе;
- о выплате дивидендов за 3 последних года;
- наименование организаций, где имеются в собственности акции (доли в уставном капитале), размер доли (долей), вид вклада;
- о сделках с долями участников (за 3 последних года).
IV. Информация об активах и обязательствах —
- правоустанавливающая и техническая документация на объекты недвижимости и земельные участки;
- сведения о кредитах и займах;
- содержание и комментарий строк бухгалтерского баланса на дату оценки и сведения о затратах на их разработку:
«Нематериальные активы»
«Основные средства» (оценка машин и оборудования)
«Долгосрочные финансовые вложения»
«Прочие внеоборотные активы» с описанием таких активов и их особенностей;
«Запасы» (оборотно-сальдовая ведомость)
«Дебиторская задолженность»
«Краткосрочные финансовые вложения»
«Прочие оборотные активы»
«Кредиторская задолженность»
«Резервы предстоящих расходов» (описание резервов, цель образования резервов и прогноз использования)
«Прочие краткосрочные пассивы» (описание пассивов и их особенностей).
Все сведения о строках бухгалтерского баланса требуется предоставить в том числе и в электронной форме.
V. Поквартальная бухгалтерская отчетность и аудиторские заключения за последние три года, содержание которой необходимо для всесторонней и качественной финансовой оценки предприятия.
VI. Информация о производственно-финансовой деятельности, которая будет использована при оценке эффективности предприятия —
- описание технологии процесса производства продукции;
- сведения о разрешениях, лицензиях, сертификатах, необходимых для осуществления деятельности;
- перечень разновидностей выпускаемой продукции, количество (в натуральном выражении) единиц произведённой продукции за последние 3 года с указанием цены за единицу, направления реализации продукции;
- сведения об участии в обязательных договорах на поставку продукции, с указанием объёмов и видов товаров, для нужд государственных резервов;
- перечень и размер уплаченных и подлежащих уплате налогов, а также предоставленных льгот по налогам.
- список арендованных основных средств с указанием арендодателя, срока аренды и размера арендной платы;
- сведения с расшифровкой об операционных, управленческих, коммерческих и внереализационных доходах и расходах, а также расходах из прибыли предприятия.
VII. Информация о месте на рынке с предоставлением сведений о —
- конкурентах;
- поставщиках;
- потребителях;
- рынках сбыта.
Дополнительно необходимо предоставить реквизиты для заключения договора, а также удостоверяющие личность документы с нотариально либо руководством предприятия удостоверенной доверенностью, подтверждающей полномочия.